У православных сегодня Великая Пятница

 Сегодня христиане воспоминают Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Пятница - день крестной смерти Христа - постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается

строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца.
Православная Церковь в этот день все события спасения мира знаменует богослужениями: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть - богослужением утрени, время ведения Спасителя на суд к Пилату - богослужением первого часа, время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа, время Крестных страданий Христа - шестым часом, время смерти - девятым часом, а снятие тела Христова с креста - вечернею.

Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.

В этот день не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы - чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.

В этот день совершается служба выноса Плащаницы - иконы Христа, лежащего во гробе. Примерно в два или три часа дня Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во «гробе» - возвышении, украшенном цветами.

В Страстную Пятницу на Руси совершался чин омовения святых мощей: патриарх и многочисленное духовенство под утро облачались в алтаре Успенского собора, затем торжественным крестным ходом направлялись в Благовещенский собор Кремля, где находились мощи святых, частицы животворящего древа Креста. Все эти святыни заранее были выложены на особых столах и аналоях вместе с иконами, в которые помещены были мощи. Из Благовещенского собора с великим почтением и трепетом духовным святыни переносились в Успенский собор.

При чтении тропарей тому святому, мощи которого подавались патриарху, он погружал их в освященную воду, после чего вытирал и снова вкладывал в ковчежцы. С частиц животворящего Креста Господня и других святынь патриарх сам вытирал пыль, омывая их в святой воде. По окончании обряда вода, оставшаяся от омовения мощей в сосудах, как великая святыня раздавалась архиереям, священству и знатным лицам, ею кропились люди.

По материалам сайта Украинская Автокефалия

 

 

    powered by CACKLE