Тоже художник: «Кто вам сказал, что искусству присущ гуманизм?»

Тоже художник: "Кто вам сказал, что искусству присущ гуманизм?"- С его появлением в Одессе мне стало интересней жить. Это слова искусствоведа Феликса Кохрихта на открытии выставки одесского художника Стаса Жалобнюка в Yatlo Gallery. Называется выставка "Топография без-различия".

На выставке представлены герои масс-медиа, такими, какими они видятся художнику. Удачей очевидно является картина, на которой словесный текст о том, что мы идём в Европу, что нам в частности необходимы знания социологии и психологии, даётся на фоне портрета военного лётчика, готового к полету. Большинство других портретов персонифицированы.

Автор показывает нам "самого богатого человека Восточной Европы" Виктора Пинчука, "невесту" Джеймса Бонда Ольгу Куриленко, боксёра Владимира Кличко и других знаменитостей. Но у Пинчука одна половина лица нормальная, а вторая, разделённая по вертикали, больше напоминает рентгеновский снимок или нечто вроде этого, да ещё с подписями: там скула, там еще что-то. И Кличко, наносящий разящий удар сопернику на ринге, тоже просвечен, и мы видим, за счёт чего он такой сильный: тут вам и бицепсы, и трицепсы, на что указывается художником.

Даже высокоэротичное изображение Куриленко художник не пожалел, ярко показав её внутренние органы. Может быть, всем этим художник показывает, что все эти медиа-звёзды такие же, как мы, и их от нас отличает только глянцевый блеск? Об этом можно спорить. Но вот перед нами ещё одна картина. Называется она "До и после". На ней изображен крупным планом Виктор Ющенко. На его лице выделены два участка с надписями "до" и "после" , а сбоку - название дерматологического средства (очевидно, вымышленного), которое привело к положительным результатам при лечении. Реклама, так сказать...

Да, человеческая беда в этом случае стала многолетней разменной картой в политической борьбе. Но вряд ли можно назвать достойным смакование этого художником. - Прокомментируйте, пожалуйста, вашу картину "До и после". Такое впечатление, что там нет гуманизма, присущего искусству, - обращаюсь к Стасу Жалобнюку. - А кто сказал, что ему гуманизм присущ? - То есть вы считаете, что художник не должен быть гуманистом? - Ну, это его выбор. Не хотелось бы, чтобы столь негуманистический взгляд на искусство стал преобладающим в нём. Эпатаж, в конечном счёте, вовсе не должен исключать человечность.

Борис Штейнберг, журналист.
Специально для Интернет газеты "Взгляд из Одессы"

 

    powered by CACKLE