Знакомьтесь: «Новая Одесская опера»

Знакомьтесь: "Новая Одесская опера"Известный театральный продюссер Сергей Проскурня представил журналистам свою "Новую Одесскую оперу". Происходило это 15 сентября в помещении Одесского театра музыкальной комедии, снятого для двух одесских показов оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Дон Жуан".

Вот что рассказал Сергей Проскурня перед началом пресс-показа, фактически генеральной репетиции спектакля:

- Оперу "Дон Жуан" считают королевой оперы, главной оперой мирового репертуара. Мы хотели осуществить этот проект в Одессе, на сцене Национальной оперы. Поскольку нам сейчас это недоступно, то мы делаем это на другой территории, которую арендуем. То, что вы сегодня увидите, - это спектакль, который родился благодаря помощи Международного фонда оперных постановок и агенции "Супер мьюзик менеджмент", которая является организатором гастролей этого спектакля в Европе. И, очевидно, это - творческая заявка. Если делать декларации, говорить, знаете, я хочу создать в Одессе новый театр, все посмеются и скажут: ну, давай, пробуй. А я подумал: вот мы сделаем спектакль, и в контексте этого спектакля заявим, что мы хотим создать в Одессе новый театр. И этот театр уже называется "Новая Одесская опера".

Это общество с ограниченной ответственностью. Так вот, эта "ограниченная ответственность" она вся полностью лежит на мне. Потому что я являюсь основателем и творцом всей этой структуры. Сто процентов статутного капитала принадлежит мне, я контролирую все акции этой структуры, приглашаю импрессарио, режиссёров, художников, исполнителей, и мне в этом помогает Международный фонд оперных постановок. Так что та модель, с которой я пришёл в Одесский национальный театр оперы и балета, может быть реализована на другой территории. Если пока что мне не удается это реализовать в том театре, мы это реализовываем там, где это можем реализовать.

Сегодня тут генеральная репетиция. Декорации и костюмы готовы. Свет, как ни проблематично это было, - готов - мы закончили сегодня в полдевятого утра постановку света. Даже реквизит мы собрали с разных частей света и Украины. Потому что в Одессе всех предметов, которые нам нужны, не было.

16 сентября мы покажем эту спектакль как допремьерный показ - для друзей, для коллег, для тех людей, которые хотят поддержать нас. И этот показ пройдёт под патронатом Одесского горисполкома. Хочу отметить, что Эдуард Иосифович Гурвиц чрезвычайно активно поддерживает меня и наши идеи. Так что 16 сентября в этом зале состоится закрытый показ спектакля, а премьера, как это и предполагалось, состоится в Голландии 22 сентября, в городе Гаага, на сцене Королевского театра Нидерландов. Нашим спектаклем "Дон Жуан" Моцарта это театр откроет свой новый сезон. Это право было предоставлено Одесской национальной опере, но обстоятельства сложились так, что она в этом процессе не будет принимать участие, а откроет сезон в Голландии "Новая Одесская опера". Так что слово "Одесская", которое появится в афише, будет абсолютно оправданным.

Одесса чрезвычайно активно представлена в этом спектакле. Во-первых, мы создали небольшой моцартовский оркестр. В нём задействованы тридцать два музыканта, которые работают в Театре музыкальной комедии, в Музыкальной академии, в музыкальных школах. Если среди них и безработные, точнее, они были безработными. Это талантливые люди, которые поверили в нашу идею, и которые работали очень напряжённо и долго. Репетиции оркестра начались 14 августа. И то, что вы сегодня услышите, я не могу вам сказать, какого это качества, но наш дирижёр Кевин Мэллоу, который специализируется в старинной музыке, считает, что качество оркестра достойное.

Мы также отремонтировали клавесин. Теперь в Одессе есть настоящий работающий клавесин. Мы создали маленький камерный хор, который на девяносто процентов состоит из тех хористов, которые принимали участие в спектакле "Кармен". Это наш боевой авангард. Я думаю, что эти люди не боятся увольнения с работы на основных местах. Хотя сейчас они подали заявления об отпуске по собственному желанию. Если их уволят за это время, то мы с вами будем просто свидетелями настоящих репрессий.
Чрезвычайно активно мы сотрудничаем с Музыкальной академией. Я думаю, что успехи музыкального театра в Одессе напрямую связаны с музыкальной академией. Она как бы нянька и детский садик, в котором растут талантливые дети, а потом мы будем их приглашать, и они будут принимать участие в наших спектаклях. Я очень люблю молодёжь, и её всегда будет очень много.

Украинские исполнители в нашем спектакле тоже есть. Это Александр Лапин, солист Харьковского театра имени Лысенко, он поет партию Дон Жуана. И в первом составе партию Командора завтра будет петь солист того же театра Юрий Кудрявцев. Также в спектакле заняты исполнители из Польши, Голландии, Германии, Финляндии, Соединённых Штатов Америки. И это тоже - помощь Международного фонда. Потому что он взял на себя полностью все расходы: гонорары, перелёты и даже проживание в Одессе. Всё это оплачивает голландский фонд.

Хватает ли одного месяца для профессиональной подготовки "Дон Жуана"? Хочу вам сказать, что европейские принципы арт-менеджмента и кризис не позволяют нам растягивать процесс на полгода. Во-первых, как режиссёр я считаю, что за полгода можно "пересушить" спектакль, его можно просто довести до такого состояния этими репетициями, когда исполнители уже не захотят дальше выходить на сцену. И вот эти флёр, эмонация - всё это исчезнет. Я понимаю, какие могут быть претензии в отношении нашей "поспешности".

Но это не поспешность. Это нормальный, абсолютно нормальный процесс. Все участники спектакля приезжают на первую пробу, абсолютно зная материал. Мы материал музыкальный ни с кем не учили. Оркестр, вы слышали, начал заниматься 14 августа. Все остальные были абсолютно готовы. Более того, все эти исполнители знамениты в Европе в качестве моцартовских исполнителей, имеют опыт исполнения этих партий в разных театрах. А когда режиссёр абсолютно к каждой репетиции не просто готов - это уже третий "Дон Жуан" в его творческой биографии - он вместе с ними поёт и он знает все нюансы, знает оперу в совершенстве - это высокий профессионал. Так что Франк берг Гошал, который является нашим режиссёром, это ещё одно наше событие. Потому что приезд такого режиссёра в Украину и в Одессу - это большой успех.

Одесса обязательно увидит этот спектакль. Мы сейчас вёдем переговоры о возможных гастролях в Испании. То есть после семнадцати спектаклей в Голландии и Бельгии мы на короткое время можем возвратиться в Одессу и снова ехать. Но в наших планах - показать "Дон Жуана" в этом составе минимум четыре раза в Одессе. Также мы уже готовим украинских исполнителей, одесских исполнителей к участию в абсолютно одесской версии этого спектакля. И Франк пообещал, что он обязательно приедет для того, чтобы провести репетиции. И не просто ввести солистов, актёров - а сделать с ними оригинальную версию.

Планы на будущее у нас огромные. Если вы знаете, чем я дышу, и какими могут быть мои перспективы, то тогда вам интуиция подсказывает, что всё, абсолютно всё, что касается творчества, радости, открытости, таланта - всё возможно. Да, в планах есть ещё спектакли, но я пока об этом говорить не буду.

Каковы мои взаимоотношения с Театром музыкальной комедии? Знаете, мне позвонила мама их Черкасс две недели назад и сказала, что ей сказали, будто меня назначили сюда художественным руководителем. Я сказал, что это абсолютные сплетни, слухи, и что я сюда на работу не нанимался и не собираюсь. Хотя с Еленой Григорьевной Редько нас объединяет много моментов в истории и в современности. Что касается современности, то мне довелось быть главным режиссёром концерта Одесской области во дворце "Украина" ,который состоялся 19 июня.

Елена Григорьевна была директором того концерта. И нам очень понравилось работать вместе. О результатах концерта вы знаете: уже тринадцать или четырнадцать областей выступили - одесский концерт, который был пятым в этой программе, пока остаётся самым лучшим. А я передаю через средства массовой информации привет губернатору Николаю Дмитриевичу Сердюку и Надежде Матвеевне Бабич, с которыми мы работали над тем проектом, и, которые, к сожалению, не поддержали меня в статусе генерального директора - художественного руководителя Оперного театра. Ну вот - теперь буду работать с городом.

Площадка для выступлений будет меняться. Мы сейчас тут, потому что здесь отпуск. Елена Григорьевна Редько взяла официальное разрешение у всех областных структур. И представьте себе, что мы платим даже за амортизацию утюгов.

И эксклюзивный ответ Сергея Проскурни на вопрос корреспондента "Взгляда из Одессы":

- Вы остыли уже к Одесскому оперному?

- Нет, не остыл.

О впечатлениях от спектакля "Дон Жуан" поговорим чуть позже.

Борис Штейнберг, журналист.
Специально для Интернет газеты "Взгляд из Одессы".

    powered by CACKLE