Одесские откровения Никаса Сафронова: картины и мысли

Одесские откровения Никаса Сафронова: картины и мысли...В четыре года на реке он стал тонуть. И никто не пришёл ему на помощь, хотя людей рядом было много. Ему очень захотелось жить и он вынырнул, выжил. А сейчас немало появилось тех, кто "спасал" тогда маленького Колю.

Быль это или былина, художественное видение, представшее перед ним за пятнадцать минут до пробуждения?

О своей выставке в Одессе Никас Сафронов, один из известнейших российских художников, выразился в том смысле, что она эклектична, то есть в ней представлены его работы различных стилей:

- Выставка посвящена вашему городу. У меня нет здесь никаких коммерческих интересов... Это выставка по волне моей памяти. Я год здесь учился. Потом уехал в Ростов. Но в Ростове я выставок пока не делал. Здесь много реплик, цитат, работ старых мастеров.

Вот перед нами "Воспоминание...о деревне" - крестьянская изба, вокруг которой снег. Еще пейзажи: "Лето где-то в средней полосе России", "Отлив где-то в Шотландии", "Вечернее состояние на море".

А вот "Утренний сон о жирафе в стиле дрим-вижн". Сюда же можно отнести и "Вечерние цветы сквозь призму линий". Этот стиль "Dream vision" - по утверждению Сафронова, его открытие в живописи. Это видения, которые проносятся перед художником за пятнадцать минут до пробуждения, когда всё ещё размыто, но что-то уже ломается и затем предстаёт сквозь сон.

- Следующая выставка у меня будет в Лондоне. Там она будет немного другая. Там будет "Dream vision". Когда ты ещё помнишь сон, но он уже уходит. Такая плёнка, которая начинает рваться - и получаются отрывочные впечатления.

"Валерий Сергеевич Балух" и "Людмила Брониславовна Балух" - портреты известного одессита и его супруги, по размеру, очевидно, это самые большие картины на выставке. Другие работы Сафронова по размеру меньше, и возможно, такая экономность пространства нужна ему, чтобы успевать писать больше картин. А вот из центра еще одной работы мы видим знакомый взгляд - "Портрет Олега Ефремова" из серии "Река времени". Из этой же серии ещё один портрет. Лицо этого немного небритого по моде господина в старинном камзоле, с улыбкой самоиронии глядящего на мир, мы тоже где-то видели не раз... Кто же он? Так это же "Роман Абрамович"! (ударение - на "о" и тогда некоторым далёкие от олигархов и футбола зрители поймут, что это фамилия, а не отчество изображенного мужчины).

- Нет плохих лиц. Есть плохие фотографы и плохие художники, - убеждён Сафронов.

Самая трогательная работа, наверное, "Ангел в клетке". - обнаженная девушка у клетки с птичкой. И тут же неподалеку "Духовный путь к женщине через лунную дорожку" - этот духовный путь очевидно проходит по изгибу между спиной и ягодицами длинного ряда женских тел, лежащих вплотную друг к другу.

"Утопическое представление о парикмахерской" - мы видим много людей, а лиц нет - только овалы. И таких работ - с овалами лица, на выставке представлено несколько.

- Что обозначает отсутствие лиц на многих ваших картинах? Это - толпа? - спрашиваю Никаса возле одной из таких работ.

- "Лицом к лицу лица не увидать". Двояко. Это либо возрождение, начало, вернее, рождение, либо это толпа, либо это люди, не мыслящие. Иногда это зарождение мысли.
"Софи Лорен в цветах":

- Софи Лорен родилась чуть ли не в бараке каком-то итальянском. Папа её бросил, отказался от неё. Потом он уже заискивал...Она бессеребреница. Её судили за неуплату налогов. Это всё чушь собачья. Она милосердна. Она так много занимается благотворительностью. Она лежала двенадцать месяцев, сохраняя ребёнка. Вот такая жажда жизни. В 88-ом году я познакомился с ней. И когда рассказал ей, как с семи лет любил её, она заплакала. Она чувственно трогательная и очень душевная и простая. Она спит, отдыхает. Это сказка, цветы, ангелы. Ночь перед борьбой. Она проснётся и будет жесткой, крепкой, сильной, как Жанна д, Арк. Мы всегда рождаемся на пике страстей, эмоций, войн.
"Мадонна в латах". А дальше - очень рискованная "Улыбка Дали и воспоминания о Леонардо" - усы, нарисованные на женском (мужском?) лике Джоконды.

И снова - Дали. Композиция картины такова: на пригорке возлежит обнаженный Никас, судя по некоторым анатомическим подробностям, умиротворенно отошедший от бурной мирской жизни. Он протягивает руку к небу и там палец о палец соприкасается с Дали, который, напротив, хоть и вознёсся на небеса, но, очевидно, в окружении весёлых ангелочков и страстных дев, в радостях жизни себе не отказывает.
- Прекрасный график, живописец, странный немножко. Не знал, что такое деньги, хотя их любил. Всё это передаётся, когда творил Микеланджело - это можно трактовать по-разному. Энергетически искусство всегда передаётся кем-то. Когда мне говорят о наивных художниках... Если человек никогда ничего не видел, он возвращает искусству историю, ибо не хочет заниматься ничем. Он не хочет изучать живопись, а потом говорит: "Вот я так думаю!" Это всё чушь собачья.

Для Никаса Сафронова вопросы журналистов, похоже, служат лишь местом для отталкивания куда-то в длину и высоту и, витая с художником в этих эмпиреях, журналист вскоре уже забывает, о чём он спрашивал. Да это уже оказывается и не важным:
- ...И ночью, когда весь мир умирает, маленькие человечки продолжают архитектурить. Я когда ухожу из дома, а потом возвращаюсь, всегда говорю: "Здравствуйте".

Работает Никас по ночам. Помогает ему в этом музыка - Вивальди, Гендель, Моцарт, иногда - Бах.

- ...На тусовках я действительно стал появляться гораздо реже. А как же туда ходить: - куда ни придешь - там Собчак сидит! Идёшь в другое место, поговорить, с клиентом встретиться - опять она там. Как же она успевает?!

- ...Я мистик., работаю в разных жанрах. Я не всегда сам понимаю, что делаю.
Важнейшим является духовность. Я верю в Христа.

Женская линия в творчестве и жизни Никаса Сафронова очень сильна и бурна. Он рассказывает о женах - итальянке, француженке, немке
-Женитьба?  Это почти правда Я всегда женат на искусстве. Но реальные женщины в моей жизни всегда тоже есть. Сейчас у меня последний, завершающий этап - это украинка, финита ля комедия.

Судя по восхищённым взглядам поклонниц, ситуация у Никаса не столь грустна, и в свои пятьдесят три года он вряд ли окончательно оставит своё сердце нынешней украинке (даже если таковая существует). Очевидно, впереди у Никаса, пока он в силах держать кисть в руке, ещё много побед на любовном фронте.
А мысль никас-сафроновская уходит всё дальше и дальше:

- ...Наша задача - как можно ярче осветить эту выставку, чтобы это дошло и до России, чтобы показать, что мы живём, объединяемся. Когда-то я поехал в (следует название одной бывшей советсткой республики. - Б.Ш.). И меня очень сильно пугали, что они там все другой ориентации. Нападут, прямо в аэропорту изнасилуют тебя. Мне их президент представлялся маленьким, рябым, злобным человеком. Когда я всё-таки приехал, в аэропорту сразу не встретили. Я напрягся. Потом отвезли в президентский отель... Президент оказался прекрасным человеком. Я полюбил эту страну. Портрет президента написал. Я двадцать шесть президентских и королевских портретов в разных странах написал. И это даёт возможность нормально жить. Но у меня нет желания быть президентским художником. Не надо раболепствовать. У меня нет раболепства. Во сколько президентам и королям обходятся мои работы? Всё зависит от человека. Могу и бесплатно отдать, подарить портрет. Король Брунея мне "Феррари" подарил. Как-то в три часа ночи я был у Кучмы, на даче возле Фороса, когда он вашим президентом был. Леонид Данилович мне говорит: "Никас, возьми пальто итальянское. Не думай, я его ни разу не одевал, у меня два одинаковых". Я принял этот подарок.

Пресса создаёт часто предвзятость. Вчера мне позвонила знакомая из Латвии, рассказала, что написали обо мне. Я туда прилетал. Сзади летела ( художник назвал имя престарелой российской актрисы - Б.Ш.), пьяная, она всю дорогу пила, такая актриса. В аэропорту меня встречали. "Это тебя так встречают? - спрашивает она. Я её представил. И пока со мной беседовали, она тоже интервью кому-то дала:" Я даже не буду вам говорить, какие у меня с Никасом отношения. Ночью он меня вытаскивает из постели и ведет на Красную площадь, и берёт цветы" И такое лепетала. А она вдвое старше меня! Вот так придумываются истории.
А буквально вчера звонят из Таллинна: "Говорят, ты - другой ориентации?". Я люблю голубой цвет, но не до такой степени. Я не против любых ориентаций, но сам отношусь к нормальной, реальной ориентации.

Особые чувства Никас Сафронов испытывает к Одессе:
- Я люблю этот город., очень люблю. Я всегда стремлюсь сюда приезжать. Море наполняет нас свободой, независимостью. И люди здесь такие же. Это может быть слесарь, плотник. В Одессе красивые женщины, фантастически красивые.
Выставка Никаса Сафронова, которая будет проходить в Морской арт-галерее Одесского порта до конца сентября, является первой частью совместного проекта художника и Валерия Балуха. В ближайших их планах - организация выставки талантливых молодых одесских художников в Москве.

Борис Штейнберг, журналист.
Специально для Интернет газеты "Взгляд из Одессы".

    powered by CACKLE