Одесские СМИ: Януковича подозревают в двойной игре на всех фронтах

 В течение полугода Украина является страной — председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Преувеличивать роль, которую в ОБСЕ играет такая страна, не стоит.

Особых достижений в области безопасности не было у ближайших предшественников Украины на этом посту — Ирландии, Литвы и Казахстана. Не будет и у преемников. Другое дело — сотрудничество, где важен не результат, а процесс.

КАК ТЯЖЕЛО СОДЕЙСТВОВАТЬ ПРОДВИЖЕНИЮ

 С полным основанием можно сказать, что нынешнее руководство Украины не пользуется доверием близких соседей и дальних партнеров. И это непосредственно отражается на успехах страны — председателя ОБСЕ. Впрочем, слово «успех» здесь вряд ли уместно. Скорее подходит слово позор. При этом позор публичный.

 Отказ глав государств Армении и Азербайджана уделить время для общения с министром иностранных дел Украины, действующим председателем ОБСЕ Леонидом Кожарой не менее скандален, чем инцидент десятилетней давности, когда премьер Великобритании Тони Блэр и президент США Джордж Буш отказались сидеть за одним столом рядом с Леонидом Кучмой.

 При всей разнице положений природа у скандалов одна. Руководителям Украины тогда и сейчас партнеры не верили и не верят. Кучму подозревали в двойной игре с продажей «Кольчуг» Саддаму Хусейну. Януковича и зависимого от него министра подозревают в двойной игре на всех фронтах. Как на фронте внутренней политики, так и на фронте внешней.

 Выступая на 67-й пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Украины пообещал уделять внимание урегулированию приднестровского конфликта, содействовать продвижению нагорно-карабахского урегулирования и проблеме безопасности и стабильности на Кавказе. Затем это подтвердил министр иностранных дел Украины Леонид Кожара.

 С начала 2013 года такую задачу страна — председатель ОБСЕ вроде бы попыталась решать. Но с самого начала не удалось заручиться поддержкой тех, кого задача касалась. В феврале во Львов для участия в переговорах отказались приехать высшие руководители Молдовы и самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики. Эту неудачу списали на начало трудного процесса и недостаточной предварительной работы.

 Но такой работы в «продвижении разрешения» со стороны Украины не последовало и в дальнейшем. Конфликт, тлеющий на протяжении многих лет, напротив, стал обостряться. Попытка установки таможенных постов ПМР на правом берегу Днестра, подписание указа о государственных границах ПМР и жесткий ответ на эти действия руководителей Молдовы дают основания думать, что медиаторы со своей задачей никак не справляются.

 В средствах массовой информации сейчас живо обсуждается роль России, которая употребляет все возможные политические и экономические рычаги, чтобы сохранить плацдарм своего влияния на Днестре. Цитируют и воинственные призывы, которыми в Москве и в Тирасполе злоупотребляет специальный представитель президента Российской Федерации Рагозин.

 Ни в Тирасполе, ни в Кишиневе, между тем, не появляется никого, кто мог бы со стороны Украины соперничать с Рагозиным по авторитету и степени влияния на развитие событий. А в Одессе, где в совещаниях, как правило, принимают участие лица среднего ранга и без полномочий, о существенном продвижении в урегулировании конфликта не может быть и речи.

 Если Приднестровье находится рядом с нами, если связи его с Украиной носят исторический характер, то что сказать о конфликтах, от нашей страны удаленных, о конфликтах, природа которых для украинских дипломатов тайна за семью печатями (во всяком случае, они делают вид, что тайна).

НИКОМУ НЕ НУЖНЫЙ ПОСРЕДНИК

 Никто не надеялся на то, что Украине удастся значительно продвинуть решение карабахской проблемы или проблемы оккупированных грузинских территорий. В результате дискуссий, ведущихся в Женеве в течение ряда лет, удалось, правда, прийти к соглашению, что проблемы не могут быть решены с применением силы. Но это чистое лицемерие. Оккупация или аннексия территорий, все это понимают, — результат войны. И только силой (не обязательно ее применением, иногда достаточно демонстрации) можно вернуть статус-кво.

 Так что в Грузии, в Азербайджане и в Армении «продвижение в разрешении конфликтов» мира не означает. А роль посредника, в данном случае ОБСЕ, состоит в том, чтобы обеспечить минимум доверия сторон конфликта друг к другу. Другими словами, обеспечить способность жить и общаться без мира. Вот на этом нашим дипломатам сосредоточиться не удалось.

 На международном уровне украинцев не воспринимают как посредников по очевидной причине. Постоянное барражирование между Востоком и Западом привело к тому, что в конфликтах, где одной из сторон фактически является Россия, на «младшего брата» великой страны нельзя опереться. И действительно, нет примеров, когда бы украинский МИД выступил с меморандумом по поводу бесконтрольной поставки российского оружия в Нагорный Карабах через Армению или по поводу «укрепления» административной границы Южной Осетии с помощью колючей проволоки российскими пограничниками.

 Страны Запада, заинтересованные в продвижении разрешения проблемы бывших «горячих точек», не доверяют Украине как посреднику по той же причине. Опасаясь реакции Москвы, Киев в последнее время, при малейшем обострении в зоне конфликтов, занимает позицию страуса, хранит молчание и не реагирует до тех пор, пока ситуация не «устаканится». Зачем такой посредник нужен — Бог весть.

 Эту ненужность продемонстрировали недавно президенты Армении и Азербайджана. Широко разрекламированное июньское турне Леонида Кожары в Баку, затем в Тбилиси, а потом в Ереван они поняли совершенно адекватно — как пиар-акцию режима Януковича. Как средство «надуть вес» нынешней украинской власти в переговорах с Евросоюзом и союзом Таможенным. Быть статистами в такой игре президенты, естественно, отказались.

 В Грузии ситуация сильно отличается от карабахской. Президент Иванишвили, судя по всему, проблему оккупированных территорий собирается вообще отложить в долгий ящик, обменять восстановление суверенитета грузинского государства над Абхазией и Южной Осетией на поставки в Россию боржоми, вин и мандаринов. Внутри страны новый грузинский президент по этому поводу испытывает сильное сопротивление. И весьма кстати ему придется помощь «посредника» Леонида Кожары, чья партия за «дешевый газ» три года назад сдала Севастополь на четверть века.

 Кожару поэтому в Тбилиси примут со всеми почестями. Примерно такими же, как в Киеве на этой неделе принимают Александра Григорьевича Лукашенко с сыном Колей. Директор последнего совхоза Европы не ступал на украинскую землю с тех пор, как в 2010 году присутствовал на церемонии вступления Януковича в должность президента Украины.

 Два года назад Лукашенко обиделся, что его в компании с приличными людьми не пригласили в Киев на «чернобыльскую годовщину», и обвинил украинскую власть, с Виктором Федоровичем включительно, во вшивости.

 Теперь то ли обида забыта, то ли обвинения украинской стороной признаны справедливыми, но «бацька» в резиденции на Липской в течение двух дней чувствовал себя как хозяин и на обиженных поглядывал свысока. В качестве милости согласился утвердить даже закон о государственной границе Белоруссии с Украиной.

 При случае «бацька» мог бы замолвить перед Путиным словечко об особых отношениях нашей страны с Таможенным союзом… Хотя вряд ли. В треугольнике ТС четвертый партнер, как пятое колесо в телеге. Он нужен только старшему брату. Младшим и так тесно под кремлевскими звездами.

Леонид Заславский // yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *