Одесские СМИ: правительству Азарова никто не пойдет на уступки

 Канцлер Отто фон Бисмарк однажды назвал политику учением о возможном. Он был не столько теоретиком, сколько практиком. Но таким успешным, что слово «учение» в его формуле

превратилось в «искусство», а заштатная Пруссия в короткий срок стала германским Рейхом.

ОТ ФАНТАЗИЙ К РЕАЛЬНОСТИ

 Современные украинские политики о формуле Бисмарка наверняка слышали. Но действуют так, как будто не только канцлера, но и мировой истории до них не существовало. То есть у прошлого учиться нечему и некогда, реалиями можно пренебречь и следует сосредоточиться на мире фантазий.

 Сказанное относится в равной мере к правящей власти и к противостоящей ей оппозиции. Как ни странно, фантазии у непримиримых противников общие, борьба ненастоящая, и все это может плохо закончиться для нашей страны. Впрочем, слово «наша» в данном тексте выглядит чужеродным. Украинское государство отнюдь не наше. Оно, простите за просторечие, ихнее, приспособленное для грабежа населения и распределения награбленного среди так называемой «элиты».

  Как показала история страны после «оранжевой революции», в перемещении центра власти от одной части «элиты» в другую нет никакого смысла. Для решения неотложных задач, стоящих перед Украиной, необходима переустановка, а не перезагрузка системы. И первым шагом ответственного политика должно быть признание этого факта. Возвращение от фантазий к реальности, другими словами.

 Между тем ни в предвыборной борьбе, ни после выборов от представителей власти ничего принципиально нового не прозвучало. А то радикальное, что прозвучало от оппозиции (в том числе предложение о начале процесса импичмента президента), не выходит за рамки той же перезагрузки.

 Учитывая тяжелый пресс авторитарной власти, поведение оппозиции после поражения в избирательной кампании можно было бы считать искусством возможного. К такой же политике логично отнести отказ от нереальной задачи «обнуления» полученных мандатов и решение отказаться от митингов как формы протеста против нечестных выборов, и заявленное тремя оппозиционными партиями желание сосредоточиться на работе в Верховной Раде.

 Но если подумать, все это к формуле Бисмарка отношения не имеет. Канцлер устанавливал границы возможного сам и сам ставил задачи расширения этих границ. Его искусство в этом и состояло. Украинская же оппозиция действует в границах, очерченных властью, а расширить их даже не пытается. Несложно предположить, что в Верховной Раде седьмого созыва парламентское меньшинство (двести народных депутатов в лучшем случае) займут ту же позицию, что занимало меньшинство в Верховной Раде шестого созыва.

 Арсений Яценюк в понедельник, 12 ноября, объявил о прекращении митинга возле Центральной избирательной комиссии. Он пообещал в перерыве вместе с парламентскими применять и непарламентские методы борьбы. В частности, протесты, ведущие к прекращению полномочий новоизбранного парламента. Но в этих границах оппозиция действует уже два с половиной года. С нулевым, надо признать, результатом.

 Во многом неудачи объясняются тем, что, в отличие от акций протеста начала «нулевых годов», таких, как известная кампания «Украина без Кучмы», оппозиционеры пытаются сосредоточить массы протестующих в Киеве, организовать подобие Майдана и продемонстрировать власти мускулы. Подобие получается бледное, мускулы бессильны против спецназа, а протест кончается тем, что разочарованные люди разъезжаются по городам и весям.

 Против Кучмы применяли другую тактику. Появление на площадях украинских городов Тимошенко, Мороза и Симоненко вместе с представителями других партий собирало аудитории, может быть, и небольшие, но общественный резонанс был огромным. Через четыре года результатом рейда трех стал Майдан. Таким же может быть рейд по городам Украины трех лидеров нынешних оппозиционных сил. И демонстрация единой позиции по отношению к фальсификаторам выборов и узурпаторам власти. Кто знает, куда после этого сместится граница возможного.

ГРАНИЦЫ ВСЕВЛАСТИЯ

 В мире фантазий после одержанной мошенническим путем победы на выборах живут и представители правящей элиты. Судя по реакции лидеров Партии регионов, результат всеукраинского лохотрона они считают выражением оказанного им доверия. И недоумевают, когда «отдельные недостатки в нескольких округах» кто-то раздувает до масштабных фальсификаций.

 Попытки обратиться к международным организациям, правительствам европейских стран или в Европейский суд по правам человека за правовой помощью они считают сознательной работой оппозиции по подрыву международного престижа Украины. И пытаются этот престиж восстановить заявлениями МИДа и выступлениями премьера Азарова, до сих пор уверенного, что избирательный беспредел-2012 — лучшие выборы за всю историю независимой Украины.

 Эти заявления воспринимать серьезно могут только на родине Азарова в России да еще в странах СНГ, где посеянная в девяностых годах демократия засохла на корню. А на Западе реакция ожидаемая — процесс строительства правового государства в Украине пошел вспять. В сторону бесправия.

 Такая оценка, впрочем, не самое страшное, что беспокоит украинское правительство. Санкции в виде запрета на въезд в страны Евросоюза и США  фальсификаторов украинских выборов если последуют, то коснутся особ второстепенных. А перспектива замораживания или ареста активов украинских чиновников за рубежом и вовсе нереальна. Фальсификаторам и узурпаторам власти в Украине опасаться следует не того, что каким-то образом накажет их Запад, а того, что Запад оставит Украину без финансовой помощи.

 Самое профессиональное за все годы независимости правительство Николая Азарова своим управлением довело экономику страны до такого «покращення», что по всем ее направлениям идут неконтролируемые процессы, а финансовый коллапс — перспектива близкого будущего. Впервые за несколько лет вопрос, сможет ли Украина оперативно обслуживать внешний долг, стал вопросом не праздным, а требующим конкретного ответа.

 Несмотря на отчаянные административные меры, предпринятые руководством Национального банка Украины, сокращение валютных резервов (за октябрь нынешнего года оно в два раза превысило такое же достижение сентября) пересекло опасную черту, и без срочной помощи Международного валютного фонда «удержать гривню» теперь фактически невозможно.

 МВФ, как и прочие международные финансовые организации,  декларирует, естественно, чисто экономические мотивы своей деятельности. Но в условиях мирового финансового кризиса его руководство должно выбирать, кому оказать помощь в первую очередь. При этом действуют уже чисто политические факторы. Сербия, Греция, Испания, Португалия в очереди за траншами по понятным причинам окажутся впереди Украины, страны, которая в политическом смысле все больше и больше отдаляется от цивилизованной Европы.

 Если правительству Тимошенко позволено было в течение полутора лет водить МВФ за нос, срывая договоренности, но получая деньги, правительству Азарова никто не пойдет на уступки даже в случае повышения цены на газ для населения. Скорее всего, негласно, но настойчиво от украинского руководства потребуют уступок другого рода. Таких, на которые Янукович вряд ли пойдет, если обстоятельства не заставят.

 А они, думаю, в ближайшее время заставят.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ // yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *