Кино в Одессе: Живое сердце сына или девочка, закопанная живьём?

 "Украина Гудбай". В чьём головном мозгу, мозге или ещё где, могло родиться такое название? Различные деятели украинского кино во время Одесского международного кинофестиваля от ответа на этот вопрос стыдливо уворачивались. Один только раз  прозвучала конкретная фамилия. Но разве дело в фамилии?
Суть в том, что проект по созданию отечественных короткометражных фильмов под названием "Украина Гудбай" поддержан Государственным агентством Украины по вопросам кино. То есть постыдное название "Украина Гудбай" взято под государственное крыло, и в таком виде альманах короткого метра представляют у нас и за рубежом. Да, прав Михаил Ильенко, когда говорит, что уровень депрессивности отечественного кино зашкаливает. Но как же ему не зашкаливать с таким госзаказом?

Обозначив главную тему проекта как эмиграция украинцев, организаторы вынудили создателей фильмов идти на нехорошие дела. Во многих, зачастую интересных фильмах, эта тема настолько искусственна и дубова, так притянута за уши, что становится просто неудобно за тех, кто это сделал, и заставлял делать.

На Одесском международном кинофестивале практически все отечественные короткометражные фильмы были связаны с этим проектом. И, вопреки всему, здесь было что посмотреть.

Веселый фильм Ларисы Артюгиной "Жёлтый цветок для месье Бурийона". Сколько ни учи ветерана киевской милиции иностранному, его английский будет далёк от совершенства. Во всяком случае, чтобы объясниться с прилетевшим в нашу столицу французским писателем, языкового запаса в два-три слова явно недостаточно. Тем более,что вставлять их желательно к месту. Потому несчастный француз и подумал,что попал в лапы к бандиту. Но там, где не помог английский, к месту оказался интернациональный язык футбола:"Зидан" и пр.

И смех, и грех - таков сюжет фильма Юрия Ковалева "Пирог".Два опытнейших опера учат своего молодого коллегу тому, что умеют сами,то есть,как зарабатывать  хлеб насущный. А делают они это с помощью ОПГ - организованной преступной группировки, куда кроме них входит и бабушка божий одуванчик - мама одного из них. Бабушка дома продает наркотики, после чего опера отбирают у наркоманов вожделенный пакет, давая возможность покупателям убраться восвояси. Потом делят деньги между собой. И так - по кругу.

В следующих фильмах веселья нет никакого. Тут разговор идет о горе,о смерти и о том,что делать и как вести себя с этой бедой.

"Без ГМО" уже знакомой нам Людмилы Артюгиной.Потеряв близкого человека, молодая женщина попадает в преисподнюю - на задний двор крематория. Мы увидим больше нее: как работник крематория отсыпает себе "излишки" пепла, чтобы потом этот пепел стал прекрасным удобрением для ранних помидор.

Потом на рынке женщина покупает у него помидоры. Они действительно очень хороши. И пусть пепел, на котором они взошли, не от ее близкого человека, что-то необычное женщина, поедая помидор, почувствовала. Только не может понять - что.

"Ангел смерти" Владимира Тихого по сценарию Марыси Никитюк. Год назад дядя Толя потерял жену. Он читает молитвы, но молитвы эти какие-то недобрые, желающие горя другим людям. К дяде Толе приходит соседка, чтобы попытаться наладить с ним личный контакт. Они садятся за стол, но перед началом трапезы дядя Толя читает молитву. Слова ее настолько гадки, что еда в тарелке женщины начинает кишеть шевелящимися червями.

Но это еще не всё. Если бы...Соседка с проклятьями убегает, а дяде Толе нужно куда-то девать свою дьявольскую энергию. Во дворе, на медленно крутящейся карусели, девочка катает нескольких котят. Рядом какая-то тупая пожилая тётка учит ее взрослой жизни. Дядя Толя,в руках у которого лопата, собирает котят и с ними выходит из зоны нашей видимости. Мы только слышим, как он тут, посреди двора,  под тошнотворную болтовню тётки, на глазах у девочки закапывает живых котят.

"Какой ужас!" - воскликните вы и жестоко ошибётесь. Настоящего ужаса вы еще не испытали. Он будет через несколько секунд, когда дядя Толя под ту же тёткину речь, здесь же во дворе, закопает живьём девочку.

Неужели авторы фильма не понимают, что все их аллегории гроша ломаного не стоят после того, что они вытворили на экране?! Просто дикость и мерзость.

В фильме "Визит" одесситки Лизы Смит по рассказу Рэя Брэдбери героиня тоже потеряла близкого человека - сына. Но ведет она себя куда достойней. Женщина разрешила взять сердце сына в качестве донорского. И вот сейчас, уезжая, наверное, навсегда, женщина просит о встрече парня, в котором бьется сердце ее сына. Благодарный юноша поначалу опасается этого визита, но потом, когда они встречаются, сердцем читая её мысли, говорит:

- Сделайте то, что вы хотите.

И женщина прикладывает ухо и руки к его груди. Туда, где бьется и будет биться еще много лет живое сердце её сына.

Зрителю в этот момент невозможно удержаться от слёз. Это и есть настоящее искусство, настоящее кино.Это и есть катарсис.

Борис Штейнберг.
Для Интернет-газеты "Взгляд из Одессы".

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *