Одесские СМИ: Отложенное удовольствие

 В понедельник, 12 сентября, комитет по международным делам Европарламента отложил принятие резолюции по Украине. Рекомендации комитетов парламента Евросоюза, в отличие от решений комитетов украинской Верховной Рады, практически всегда поддерживаются общеевропейской законодательной и исполнительной властью. Отложенное решение поэтому — событие важное для Европы и еще больше — для Украины.

РЕШЕНИЕ БЫЛО БЛИЗКО

В течение двух дней украинские средства массовой информации, вне зависимости от их политических симпатий, не находили удовлетворительной интерпретации упомянутого решения. Дошло до того, что СМИ (в том числе зависимые от Банковой) в разных вариантах цитировали сообщение главы Комитета ВР по вопросам евроинтеграции Бориса Тарасюка, который отрицал уже всем известные факты.

Бориса Ивановича понять можно. Воплощение в жизнь его мечты, евроинтеграции, в значительной мере зависит от того, заключит ли Украина в этом году договор об ассоциации с Евросоюзом. А судьба договора зависит от резолюции комитета по международным делам Европарламента. И до середины лета почти все в Киеве и в Брюсселе были уверены, что процесс пошел и остановить его невозможно.

Главную роль в решимости довести дело евроинтеграции до практических решений сыграло то, что в Украине, несмотря на жесткое противостояние правящей партии и оппозиции по всем вопросам, заключение договора об ассоциации с ЕС не вызывало разногласий. Этот договор парламентские партии (может быть, за исключением КПУ) рассматривали как общенациональную задачу.

Юлия Тимошенко, находясь под судом, но еще на свободе, несколько раз опровергала, что представители ее партии ведут среди депутатов парламентских фракций Европарламента агитацию против заключения договора об ассоциации Украины с Евросоюзом. И скорее всего, такой агитации они тогда не вели.

Единственным, но мощным врагом грядущего заключения договора до середины лета оставалось руководство России. Которое договор, а особенно его часть — создание зоны свободной торговли Украина — ЕС — воспринимало как угрозу политике собирания земель бывшего СССР и ее промежуточному этапу — созданию Таможенного союза.

Россия имеет мощное лобби практически во всех европейских структурах. В том числе в Европарламенте. Но это лобби действует там и тогда, где и когда российские интересы полностью или частично совпадают с интересами большинства европейских стран (например, в газовой сфере). А там, где интересы расходятся, как говорится, большой пардон.

Ассоциация с Украиной, и зона свободной торговли в частности, даст западным партнерам в перспективе такие прибыли и преимущества, которые не предоставит никакая дружба с Россией. А ради больших прибылей, как некогда писал Маркс и повторяла газета «Правда», капиталисты готовы на все. Даже обидеть Кремль в данном случае.

В мае двумя сторонами был согласован примерный график принятия решений в Киеве и в Брюсселе. А месяц спустя международный комитет Европарламента согласовал с представителями фракций черновой вариант резолюции для голосования, в которой внешнеполитическому ведомству ЕС, Еврокомиссии и Совету министров рекомендовалось предпринять все необходимое для достижения соглашения с Украиной не позже конца 2011 года.

Кроме соглашения о зоне свободной торговли, в резолюции упоминалась перспектива безвизового режима для украинцев при посещении стран Евросоюза и, главное, говорилось о праве Украины в будущем претендовать на членство в Евросоюзе. Чего настойчиво, но безуспешно в свое время добивалась команда Ющенко.

Разногласия по поводу Украины оставались, но их с помощью внесения поправок в наработанный документ планировалось устранить до 21 сентября, а на следующей за этой датой пленарной неделе (26—29 сентября) планировалось проголосовать предложение комитета по международным делам в Европарламенте.

А ТЕПЕРЬ ВСЕ ПЛАНЫ ПОСТАВЛЕНЫ ПОД ВОПРОС

Поставлены под вопрос они, конечно, не сами, а благодаря усилиям украинской власти, проявившей чудовищный непрофессионализм и сыгравшей против собственных интересов. Европейское эхо от суда над Тимошенко и последующего ареста лидера «Батькивщины» можно было предугадать, не будучи специалистом в международной политике. Все недовольные сближением самого крупного осколка СССР и Западной Европы внезапно получили в свое распоряжение сильный аргумент «против».

Относительно злоключений Тимошенко на Западе, где без всякого пиетета относятся к бывшим и действующим чиновникам, существуют разные мнения. Если можно в наручники заковать и бросить в тюрьму главу МВФ и потенциального кандидата в президенты Франции Стросс-Кана, если за дела двадцатилетней давности можно судить бывшего президента Франции Ширака, а за сексуальные проказы действующего премьер-министра Италии Берлускони, привлечение к ответственно-сти бывшего премьер-министра Украины для развитой демократии угрозы не представляет.

Но на том же Западе, думаю, нет ни одного политика, который считал бы украинскую демократию развитой, а украинские суды независимыми от выстроенной Януковичем вертикали. И суд над лидером крупнейшей оппозиционной партии, представленной в Верховной Раде, в их глазах и в глазах общественного мнения не может быть не чем иным, как политической расправой.

На этом в Брюсселе сходятся как симпатики, так и недоброжелатели Тимошенко. И на основе таких настроений формируется или, вернее, возвращается общее недоброжелательное отношение к Украине. Как к государству неправовому и варварскому. Понятно, что доверять такому государству нельзя, а заключать с ним договоры — опасно.

К счастью, у европейских политиков, представленных в Европарламенте, есть и другое мнение. Такое, что приблизить нашу страну к европейской цивилизации, оторвать от азиатчины и добиться внедрения в повседневную практику правовых норм можно, только тесно сотрудничая в рамках договора об ассоциации, продвигая на его основе экономические и политические правила игры Евросоюза.

В числе таких политиков лидеры Европейской народной партии, имеющей самую крупную фракцию в Европарламенте и, соответственно, такое же представительство в комитете по международным делам. Членами ЕНП является практически все руководство в Брюсселе — возглавляющий Европейский Совет Герман Ван Ромпей, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, председатель Европарламента Еже Бузек.

В партиях — коллективных членах ЕНП состоят премьеры Германии и Польши, президент Франции и семнадцать комиссаров Еврокомиссии. Однако все они вместе и каждый в отдельности не могут позволить себе руководствоваться абстрактными принципами и теоретическими построениями при принятии конкретных решений.

Комитет по международным делам Европарламента решил поэтому отложить принятие резолюции по Украине до 16 ноября и понаблюдать, как будут развиваться события в Украине (не только в отношении суда над Тимошенко), а также отрядить для близкого знакомства с изгибами и закоулками нашей демократии президента ЕНП Вильфреда Мартенса, знакомого с Юлией Владимировной лично.

Суровый судья Родион Киреев в непосредственном общении со знаменитой узницей Мартенсу отказал, но добрый президент Виктор Янукович визитера принял. И долго с ним разговаривал. К сожалению, без прессы. Как отразится этот разговор на судьбе договора об ассоциации — остается только гадать. Впрочем, ждать недолго. 27 сентября возобновятся заседания Печерского суда, приговор которого в дальнейшем решит многое.

Если не все.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
http://yug.odessa.ua

Вверху на фото: Вильфред Мартенс — президент ЕНП

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *