Одесские СМИ: Опасный новый мир

 6 сентября откроется очередная, девятая сессия Верховной Рады, которая продолжится до 13 января будущего года. Обычно в связи с этим ожидают оживления в политической жизни страны. И обычно оживление
наступает. Но сейчас смена времен года в стране под вопросом.

НАСТУПЛЕНИЕ ФЕОДАЛОВ

По многим признакам, с открытием пленарной сессии украинского парламента в сентябре начнется не новый политический сезон, как ожидают наши политологи, а продолжится сезон старый. Тот, что смял политический календарь в феврале прошлого года после вступления в должность четвертого Президента Украины. Новым станет только полное избавление от иллюзий.

В прошлом году «сильной руке» понадобилось меньше двух месяцев, чтобы схватить украинцев за горло. То, что горло почувствовало удавку только сейчас, а часть народа чувствует себя неплохо в петле, феномен хорошо известный. «Самі на панщину ідуть і діточок своїх ведуть» написано поэтом не сегодня, но сегодня актуально, как никогда.

Панщина, крепостничество в широком толковании этого явления, как замечали еще в девятнадцатом веке, отнимает свободу не только у крепостных, но и у тех, кто крепостными владеет. Те, кто с 7 февраля 2010 года владеет украинским народом, этого пока не понимают. Но скоро поймут. Потому что поместье с сорока шестью миллионами «душ», в которое они превращают Украину, развиваться не может.

А широко разрекламированные «реформы» оказываются фикцией, как только доходит до их реализации. Чтобы понять, почему, необязательно быть экономистом и политологом. Достаточно внимательно прочесть второй том «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя и «Выбранные места из переписки с друзьями» того же автора. Как показала практика, рецепты модернизации феодального хозяйства, а также исправления нравов крепостных никогда не выходят за пределы мечтаний. А часто дают противоположный результат.

Это в полной мере относится к «борьбе с коррупцией», «детенизации экономики», «пенсионной реформе» и всему комплексу мероприятий, которыми украинская «элита» старается вдохнуть жизнь в заведомо неисправимый режим. Крепостной налогоплательщик при любых условиях будет уходить от оброка, крепостной чиновник никогда не откажется от взяток, крепостной судья никогда не пойдет против неправой власти.

Единственным способом проведения успешных реформ (и это доказано мировой практикой) является применение практически неограниченного ресурса — освобождения человека. Даже жесткие диктатуры азиатского типа (в том числе коммунистический Китай) смогли приступить к модернизации экономики только после того, как частично ослабили контроль и регулирование жизни граждан.

Освобождение человека в осколках бывшего СССР на протяжении двадцати лет проходило с разной скоростью и часто возвращалось в исходную советскую точку. Но в Украине процесс все-таки шел. Была надежда, что несовпадение интересов экономических и политических кланов, отличия в культуре, многообразный исторический опыт украинцев Запада, Востока и Юга спровоцируют ускоренный процесс развития гражданского общества.

До некоторого момента так оно и было. Три первых президента Украины, во всяком случае, процессу активно не противодействовали. Но четвертый с решимостью хозяйственника эпохи застоя решил повернуть политическую реку вспять. И это ему удается. Общий интерес «элиты», тех, кто правдами и неправдами завладел бывшим общенародным имуществом и «приватизировал» власть, оказался сильнее всех экономических, политических и культурных противоречий.

Идею сохранения в прежних руках общей власти над имуществом и над людьми сегодня воплощает в жизнь Виктор Федорович Янукович и Партия регионов. А на украинском горизонте пока нет организованной силы, способной противостоять наступлению новых феодалов. И феодалы делают все, чтобы сила такая не появилась.

ВСЁ ЕЩЁ ВПЕРЕДИ

Девятая пленарная сессия Верховной Рады шестого созыва почти наверняка откроется в накаленной атмосфере политического скандала. Цепь последовательных провокаций с целью ограничения гражданских прав, которую затеял режим, делает невозможным существование парламентской оппозиции в принципе. Если крупнейшая после ПР фракция БЮТ не способна защитить от ареста своего лидера «на улице» с помощью протестующего народа, защитить Тимошенко в Верховной Раде она не сможет подавно. И более, чем вероятно, не сможет защитить от репрессий и саму себя.

Тестом на окончательное установление жесткой диктатуры в стране станет, очевидно, уже не судебная расправа над бывшим премьером и министром внутренних дел, а парла-ментские разборки по поводу празднования Дня независимости. Потому что в результате на скамье подсудимых по обвинению в организации массовых беспорядков могут оказаться лидеры нескольких политических партий.

Правовой иммунитет народных депутатов Украины, их «неприкосновенность» при Януковиче и его министре внутренних дел Могилеве давно превратились в условность. Оппозиционных нардепов милиция бьет оптом и в розницу, а судья Киреев пачками выгоняет неприкасаемых из зала суда. Но избранников народа привлечь к уголовной ответственности и арестовать по-прежнему можно только с согласия Верховной Рады.

Оппозиция, которая некогда боролась за отмену депутатской неприкосновенности, должна быть теперь довольна, что не добилась этой отмены. Но реалии таковы, что народные депутаты могут «сесть» и сейчас. Большинство депутатов Верховной Рады голосуют, подчиняясь всемогущей руке дирижера Чечетова. И если хозяева этой руки решат снять депутатскую неприкосновенность с кого-либо по требованию Генеральной прокуратуры, двести двадцать шесть голосов найдется. Корпоративная солидарность парламентариев отступит перед желанием Банковой навести порядок.

Виктор Федрович после этого выступит с заявлением, что президент не имеет конституционных полномочий вмешиваться в деятельность Верховной Рады, точно так, как теперь заявляет, что не может вмешиваться в деятельность судов. И будет весь в белом наблюдать издали за «печерским правосудием». Стоит только ему пожелать…

Вся надежда на то, что Янукович пока не пожелает. Для игры на внешнеполитическом поле ему нужно уверить партнеров, что демократия в Украине еще существует. На западном направлении такая игра необходима для того, чтобы с украинским президентом вообще имели дело, а на восточном — для того, чтобы, ссылаясь на оппозицию, сопротивляться желанию России забрать все украинские фабрики, заводы и пароходы, включая пресловутую «трубу».

Как только необходимость в такой игре отпадет (например, Брюссель откажется заключать договор о зоне свободной торговли, а Москва приберет к рукам украинскую газотранспортную систему), ничто не удержит донецких от абсолютной концентрации власти в своих руках и полного уничтожения оппозиции. Власть Путина в России, по сравнению с украинской диктатурой нового типа, после этого покажется царством свободы, а репрессии Лукашенко — детской игрой.

Трудно сказать, что нужно предпринять для того, чтобы предотвратить нежелательное и опасное развитие событий. Если недавно образованный «Комитет сопротивления диктатуре» обладает таким знанием, самое время предъявить это знание народу.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ
.
http://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *