Одесса. Уцелевшая стена, того и гляди, рухнет в окно соседнего флигеля. Фото

 В жилом доме на улице Черноморского казачества, 91 еще 4 мая в результате падения стены разрушены шесть квартир. Жильцы в прямом смысле слова ночуют на развалинах и свято верят в то, что конец их мучениям наступит… через неделю.
Именно такой тайм-аут взяли городские власти, пообещав им ордера на новые благоустроенные квартиры

Удивительно, что доверие жильцов к обещаниям не пошатнулось даже после десятого мая, когда вместо ключей от обещанных новых квартир они получили новый номер в квартирной очереди и, надо сказать, далеко не самый первый.

Я пришла в этот двор в прошлую пятницу (27 мая), как раз когда люди возвращались с работы туда, где раньше был их дом. Теперь на его месте зиял проем на улицу Атамана Головатого. По словам жильцов, дом был построен в 1891 году, двор — колодец. Беда произошла во флигеле напротив ворот.

— Мы жили в двадцать четвертой квартире на первом этаже, — рассказывает хозяйка по имени Галина и гостеприимно приглашает пройти… на развалины. — Двадцать пятая квартира над нами, как вы видите, тоже разрушена, и, насколько мне известно, этим людям обещана трехкомнатная квартира. Ордер на нее якобы уже передан в горисполком на подпись.

Галина вспоминает, что третьего мая из-под самой крыши начали падать куски ракушечника, но тогда еще никто не предполагал, что разрушение примет такой размах.

— Утром четвертого мая стала постепенно обваливаться стена, — рассказывает Наталья из двадцать второй квартиры, — и аварийные службы приехали к нам отключать электроэнергию и газ. Тогда мне еще не верилось, что обрушение достигнет моей квартиры, и я даже просила не отключать мне коммуникации, но меня, конечно, не послушали. Ближе к обеду ситуация резко изменилась: стена «поехала» стремительно, а мы стали выносить вещи и мебель.

По словам жильцов, днем к ним приехали и.о. председателя Суворовской райадминистрации Иван Григоренко и его заместитель Александр Ляшенко, директор департамента городского хозяйства Анатолий Орловский и исполняющий обязанности директора КП ЖКС «Пересыпский» Иван Козаченко, а также депутат горсовета Михаил Чернов и представители МЧС. Побывали во дворе и другие люди, которые не представлялись.

Самые необходимые вещи люди занесли в сараи, расположенные рядом с флигелем и не задетые рухнувшей стеной. Мебель, которую успели вынести, отвезли родственникам и знакомым. Перевозку организовала Суворовская райадминистрация.

Пострадавших от падения стены нет, но все было не так просто. Тяжелую моральную травму пережили жильцы из двадцать пятой квартиры.

— Все, кто к нам приехал в тот день, стали их успокаивать, — рассказывала Наталья. — У взрослых детей из этой квартиры началась истерика. Дело в том, что накануне обрушения мама ребят куда-то уехала, и они об этом не знали. Когда дочери и сын прибежали, то вид разрушенной квартиры и отсутствие мамы привело их в отчаяние. Девочки стали громко кричать и плакать, а сын руками разгребал камни, думая, что маму засыпало при обрушении. На их отчаяние было страшно смотреть. В понедельник (30 мая. — Авт.) эта большая семья получит ордер на трехкомнатную квартиру. Правда, нам известно, что ордер лежит в исполкоме еще с шестнадцатого мая, и, если бы его тогда выдали, то уже десять дней люди могли бы жить в нормальной квартире, но, видно, тем, кто не ютится под открытым небом, не понять, как тяжело прожить даже один день в таких условиях.

Да, флигель выглядит как после бомбежки и является теперь запретной зоной. Он оцеплен канатами с предупреждающими табличками: «Вход запрещен. Грозит обрушением». Уцелевшая стена с деревянными подпорками, того и гляди, рухнет в окно соседнего флигеля.

Жильцы организовали дежурство. Пока все на работе или в поисках, где можно помыться, постирать или сварить обед, дежурный охраняет развалины от тех, кто не прочь поживиться бесплатным ракушечником или какими-то металлоконструкциями. Такие «старатели» там уже появлялись.

Двухэтажный дом без фундамента и считается аварийным с 1975 года. С тех пор крышу не меняли, она постоянно протекала. Техническое состояние дома поддерживалось самими жильцами. Много лет назад, когда возникла угроза обрушения, дом подперли деревянными брусьями.

— Его надо было стянуть металлическим поясом из швеллеров, но это не сделали, — сказала женщина, живущая во дворе, — а потому обрушение должно было случиться рано или поздно. До января мы платили за квартиру в полном объеме, хотя лестничных клеток у нас нет, дворника нет. Освещение во дворе делали за свой счет. В январе этого года мы получили письмо от Алексея Гончаренко о том, что мы как аварийщики платить за квартиру не должны. В то же время в компьютерную базу изменения внесены не были, и распечатки ГЕРЦ были старого образца.

На мой вопрос, почему не требовали ремонта дома, мне ответили, что в ЖЭКе и в ЖКС «Пересыпский» слишком часто меняется руководство, а потому требовать не с кого. Вместе с тем жильцы понимают, что при должном уходе со стороны коммунальных служб дом бы простоял еще не один десяток лет.

С 2005 года жильцы состоят на квартирном учете как аварийщики. Как только на стенах появлялись трещины, на них устанавливали контрольные маяки, а когда те лопались, их заменяли новыми. Затем маяки ставить устали. По словам Галины, зимой, когда стены в ее квартире «разъехались», она пеной задувала проем. Так и жили.

В связи с майским обрушением жильцам клятвенно пообещали, что после праздников, то есть десятого мая, их квартирный вопрос будет решен положительно. Однако вместо этого им сообщили, что их снова включили в список так называемых первоочередников.

Возможно, с точки зрения оформления документов это правильный шаг, но люди ждали обещанное жилье, а не новый номер в очереди. «Сообщение» прозвучало как насмешка, и потерпевшие решили бороться за свои права на жилье.

Кстати, из-за опасения снова попасть в какие-то очереди и быть забытыми навсегда они отказались от гостиницы «Токио», построенной недалеко от жедезнодорожного вокзала на территории бывшего трамвайного депо.

— В четверг (26 мая. — Авт.) после сюжета на телеканале «Круг» к нам приезжали работники райадминистрации и пообещали, что наш жилищный вопрос решится в течение двух недель, а это получается десятого июня, — сказала Наталья. — Кроме того, по словам нашего депутата, управлением капитального строительства выделены три двухкомнатные квартиры, документы на них направлены в горисполком.

По словам жильцов, всего им полагается одна трехкомнатная, три двухкомнатные и две однокомнатные квартиры. И что удивительно, они абсолютно уверены, что город-ские власти их не обманут и 10 июня они действительно въедут в новые квартиры. К слову замечу, незадолго до моего визита к ним их настроение было совсем иным: они заявляли о том, что проведут акцию протеста на проезжей части дороги, а потом неожиданно сменили гнев на милость.

— Если квартиры в новых домах будут немного недостроенные, то мы готовы ждать их завершения, лишь бы только ордера на них были у нас в руках, — сказала Наталья из двадцать второй квартиры.

— А что если ждать придется до осени? – спросила я.

— Тогда мы согласимся пойти в гостиницу и будем ждать там, — ответила она.

Любовь Левицкая из двадцать третьей квартиры полностью согласна со своей соседкой. Она верит обещаниям властей, и ни о чем плохом даже думать не хочет.

В ЖКС «Пересыпский» я позвонила до визита к жильцам.

— Все, что от нас зависело, мы сделали, — сказали мне на другом конце провода. — Необходимые документы мы передали в Суворовскую райадминистрацию.

Заместитель председателя Суворовской райадминистрации Александр Ляшенко тоже сказал мне по телефону, что со своей стороны они все сделали — передали документы в управление капитального строительства Одесского горсовета. Теперь ждут документы, которые называются нарядом. Один наряд от строителей на трехкомнатную квартиру получили и передали его в горисполком на подпись. Остальные наряды ждут.

Что ж, раз жильцы согласны ждать, подождем и мы. Будем рады, если их надежды оправдаются.

Кстати, на месте разрушенного флигеля власти обещали ничего не строить. Там будет детская площадка для детей этого двора.

Елена УДОВИЧЕНКО.
газета "Юг"

P.S. Когда материал был готов к печати, удалось связаться с производственным отделом управления капитального строительства Одесского горсовета.
— Квартиры распределяет городская громада, то есть горсовет, — сказала мне по телефону сотрудница отдела. — Мы только предлагаем на рассмотрение то, что у нас есть, но сейчас завершенных квартир нет. Мы живем в ситуации «бесквартирья» и безденежья. Вселять людей в квартиры, в которых не подключены коммуникации, мы не имеем права.
Вместе с тем она назвала пару крупных строительных компаний, которые собираются сдавать дома в эксплуатацию. Возможно, к десятому июня какие-то квартиры появятся…

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *