Демократия репрессивного модерна

Отягощённая наследственность
   
Двадцать лет слепая  власть ведёт слепой народ к очередной могиле модернизации. К первой – ещё в ХVI  веке его привёл Иван Грозный. На огромной территории  восточной Европы он пустил
движение времени вспять. Проведя для народов, заселяющих эти территории, рубеж невозвращения в цивилизованный мир далеко в будущее.  Вместо охвативших Европу модернистских трендов Возрождения, Иван утопил Россию в крови, оставив её в  Средневековье. Тем самым, царь увековечил традиции государственного насилия и сделал их генетическим кодом российской власти на века. Превратив репрессии в доминирующее основное качество политической культуры народов, заселяющих территории 1/6 части мировой суши.

Царство Ивана IV держалось на двух его идеях.  Царская власть от Бога, он помазанник Божий, а у такого царя никаких договоров с народом быть не может. И царь отменил уже тогда существующие договора с народом. Это первая идея. А вторая, - в минуты кровавого отчаяния Иван считал себя грешным человеком, но глубоко праведным царём.

Народ до сих пор живёт с этим образом правителя: если не грозный, значит не царь, а нам нужен царь. Отсюда тяга общества к «сильной руке, которая наведёт порядок». И особая его расположенность к пресловутой «стабильности», которая всегда заканчивалась репрессиями.  Правда, реальная жизнь народа от такой «стабильности»  становилась только хуже, а страна в цивилизованном мире  была изгоем. Привычка к государственному патернализму -  политическому и экономическому иждивенчеству – это одна из наиболее пагубных традиций нашего народа.

Благодаря Ивану Грозному, у нас, по сей день, не существует социального договора между властью и обществом.

Президент Кучма, в минуты отчаяния от содеянного и похмельных страхов, много раз озвучивал адаптированный историком Литвиным тезис Ивана: как человек я всё понимаю, но как президент я прав. Можно заподозрить царственного раздвоение личности второго президента. Так что царь Иван давно умер, а дело его живёт.   Всё же, велика сила традиций. Правда, если у вашего дедушки был сифилис, это же ещё не повод гордиться собственным.

Учитывая длительную совместную историю Украины и России, мы  вместе ходим по кругу. И сегодня Россия не желает выпускать Украину из своих жёстких объятий. Это чёртово колесо нашей совместной истории, где в центре оси стоит призрак Ивана Грозного и мы к нему то приближаемся, то отдаляемся от него. Ближе всех нас приблизил к царю Сталин.

У Европы поступательное линейное движение истории. Здесь Модерн прошёл путь от Возрождения сквозь Просвещение, Французские революции и буржуазную индустриализацию – к современному информационному обществу.

Репрессивность  стала фундаментальной характеристикой  нашей культуры, и эта традиция лежит в основе тоталитарного и авторитарного режима. Тем самым, исключая любые перспективы модернизации. Так что нас не должно удивлять отсутствие реальных реформ, на фоне их виртуального  изобилия в риторике власть предержащих и политиков.  Они не виноваты в их провале. Всякий раз, репрессивный генетический код власти доминирует, обостряя авторитарный синдром. А последний, в свою очередь, стимулирует репрессии и насилие, блокирующие политический и социально-экономический потенциал модернизации. Здесь замкнутый порочный круг.

Скорее всего, реставрация авторитаризма – это механизм компенсации низкой компетентности власти в целях её удержания, который позволяет временно нейтрализовать негативные для неё внутренние политические тенденции.

Человек (народ) не выбирает себе ни   родителей, ни  место (страну) рождения с её культурой и традициями. В нашем случае репрессивными. Так что демократический проект «Украина» имеет два главных врага –  власть и электорат. А в остальном мы готовы к демократии.
 
Культурная традиция уходит тогда, когда исчезают её носители. К сожалению, носителей репрессивной традиции на постсоветском пространстве пока достаточно. Однако с каждым годом, в постсоветских странах восточной и центральной Европы  во власти («наверху») такие правители смотрятся всё более неадекватно.

Предел компетентности украинских президентов и многочисленных  правительств был достигнут ещё в девяностом году, что никак не соответствует стратегическим целям страны в последние двадцать лет. Украинский парламентаризм за годы независимости так и не стал профессиональным. Поэтому нынче выглядит очень странным  и удивительным тот факт,  что Украина вообще  сохранилась на геополитической карте, как суверенное государство.
 
Сегодня даже не народ, а вызовы мировых трендов являются суровым,  но объективным  экспертом в проблемах современной адекватной компетентности лидеров стран и правительств, политиков и чиновников. Свергнутые намедни авторитарные лидеры стран африканских революций, в 2011 году экзамен на соответствие современности уже не сдали.

Эпоха постсоветских президентов из прошлого в Украине тоже подходит к концу.  Виктор Янукович последний в этой династии.  К счастью, его «реформы» в гуманитарной сфере не успели существенно повлиять на становление мировоззрения рождённых в 1990 году. Несмотря на титанические усилия Партии регионов и министра образования Табачника, им вряд ли удастся снова вернуть имперски-советскую модель исторической памяти молодому поколению.  Поэтому к 2015 году у нас будет первое зрелое поколение политической нации,  рождённое в независимой Украине. Это молодые хозяева страны. Они носители уже европейского мировоззрения. Так что  численность  одного  из  главных врагов  Украины – отстойного электората -  станет значительно меньше.  Автоматически  намного снижая шансы,  другого главного врага  украинской демократии – власти из прошлого – в будущем оставаться у государственного руля.  

Модерн – проблема культуры  
 

Модерн – это всё ещё «незавершённая Современность», внутри которой пока находится лишь меньшинство человечества.  На уровне политических ценностей и идей фундаментом Модерна является демократия, базовый «либеральный консенсус» как сплав либерализма, консерватизма, социализма и лево-правого радикализма. В экономике его основой является капитализм.
   
Без модернизации страны, структурных реформ – Украине говорить о демократии бесполезно. Проблема догоняющей модернизации упирается в культуру . Её качественные характеристики никак не зависят от пресловутой отсталости. В таком случае, откуда эта отсталость взялась, если все мы происходим от Адама и Евы?
   
Характеристики культуры – это, скорее, некая     фундаментальная данность,  определяющая как  исторические судьбы стран и народов, так и реалии современного развития. В транзитный период мы обязаны объективно оценивать фактор устойчивости репрессивной культуры. Иначе неминуема временная победа традиционалистской реакции,  которая приводит к необратимым потерям и загоняет общество в тупик. Всё это происходит на фоне затухания модернизационного потенциала  и реформаторских возможностей страны.   В этой фазе диктатура развития порождает застой.
    
Репрессивная культура – это культура наказания. Неотделимое от репрессий насилие и наказание,  воспроизводят традиционную политическую и социокультурную реальность, о которой украинское общество успело забыть. В результате насилия и наказаний подавляются одни нежелательные для режима импульсы и формируются другие – им востребованные. Уголовное преследование оппонентов и оппозиции  по политическим мотивам, или как проявление мести - является классическим проявлением наказания как основной характеристики  репрессивной культуры.

В Украине похожие процессы начались в 2010 году,  с приходом президента В. Януковича. В России он длится с 1999 года, когда к власти пришёл В. Путин. Выходец из мощного репрессивного аппарата подавления  - КГБ - он является ярким  представителем политика репрессивной культуры. В силу своей биографии и опыта, Путин значительно преуспел на этом поприще. Биография Януковича – это тоже школа архаичной репрессивной культуры мира авторитетов. Чем криминальный мир авторитетов отличается от авторитарного мира политики? Да ничем. Просто в авторитарном мире политики понятия мира авторитетов, всего лишь, трансформируются в законы страны.
   
Репрессивная культура является доминирующим фундаментальным фактором, который делает схожими людей из диаметрально противоположных, я бы даже сказал противоборствующих, социальных ниш. Благодаря репрессивной культуре, они становятся  носителями общих  ценностей, мировоззрения и морали.  Похожие люди, как одинаковые знаки, отталкиваются. Вот и Виктор Фёдорович, если не успеет плотней интегрироваться в Евросоюз, после очередной инаугурации старого нового президента России будет иметь серьёзные проблемы. Из-за сложных межличностных отношений украинского гаранта с  Путиным пострадает Украина. После подписания  абсурдно нецелесообразных Харьковских соглашений, Украине формально закрыта дорога в европейскую систему безопасности. Так что отдуваться от Кремля Банковой придётся самостоятельно.  Там должны уже сегодня подумать что будем сдавать дальше.
Учитывая, что Янукович во внутренней политике тщательно копирует «выдающегося реформатора» Путина, украинское общество  обязано понимать, что у нас российский сценарий реформ и демократической перспективы ещё впереди. Безусловно, если ничего в Украине не изменится.
   
Пока мы можем уже сегодня констатировать некоторые «достижения» режима Януковича. Так, он последовательно демонтирует основу демократии - эволюционную систему смены власти. После октябрьских выборов в  местные советы 2010 года и опубликования проекта закона о выборах в ВР-2012 – можно прийти к выводу, что выборов, по сути, при этом режиме в стране не будет. Сегодня в парламенте однопартийная многопартийность, а после выборов по новому закону в Раде воцарится правление многопартийной партия власти, и примкнувшего к ней, построенного в стройные ряды мажоритарного «болота». Это позволит режиму оперативно принимать решения и диверсифицировать политическую ответственность. Ощущаете  демократический прогресс? После судебной реформы судебную систему фактически интегрировали в вертикаль исполнительной власти. Если  это и судебная власть, то она очень исполнительна. До 2015 года Банковой осталось несколько интенсивней поработать со свободой слова, СМИ и наступит полное торжество демократии. Возможно, в силу каких-то непредвиденных обстоятельств, здесь что-то изменится, но пока перспективы выглядят мрачно.
 
   ]
Тщательное выстраивание вертикали власти призвано обеспечить функцию компенсации и алиби для свёртывания конкурентной и непредсказуемой публичной политики. А политическая риторика, конструируя виртуальную реальность,  много лет замещает у нас отсутствие в экономике рыночных институтов, а в политике - демократических. Имитационные демократии могут рассчитывать  лишь на псевдо-модерн  и  виртуальную модернизацию в формате реформаторской риторики. Но это дорога в бесконечном тупике. Страну ведь  разговорами не накормишь.
    
 
Страна олигархической целесообразности

Главный внешнеполитический месседж  президента – евроинтеграционные устремления Украины. Цивилизованный мир, в который так стремится наша страна,  формируют свою политику, исходя из приоритетов национальных интересов, экономической и политической целесообразности. Действующий режим формирует политику Украины, исходя из экономической целесообразности олигархов.  Поэтому неясно какую страну гарант ведёт в Евросоюз.  
 
Почти два года кланы, приближённые к трону, за бесценок распихивают по карманам остатки жирной госсобственности.

Без конкурса, дешевле в разы купили «Укртелеком», но ещё до его приобретения государственная комиссия подняла для населения тарифы на его услуги. Также, после приватизации группой Ахметова облэнерго, по требованию МВФ значительно выросли тарифы. Удивительное совпадение интересов. Теперь он нацелился на «прихватизацию» генерирующей отрасли и концессию в « Киевэнерго».  Почему МВФ, до повышения тарифов,  не потребовал у власти создать рабочие места, достойную оплату труда и уровень жизни?!   

На этом фоне, режим просто вспотел  от интенсивной борьбы с коррупцией!

Страна, которая настолько брутально игнорирует национальные интересы и пренебрегает собственной безопасностью, вряд ли может рассчитывать на своё место в доме европейской безопасности.
   
Бог наградил Украину лучшим в мире чернозёмом и трудолюбивым народом. Тем не менее, за двадцать лет фермерство здесь не развито, не носит, как во Франции и США, массовый характер. Думается, все эти годы элита умышленно блокировала становление фермерства. Они готовились к клановой «прихватизации» земли, а сформировавшийся класс фермеров сделал бы сегодня этот процесс невозможным. Нынче криминально-олигархическому  режиму осталось увести у народа землю, и наши дети будут без страны.
   
Новый Налоговый Кодекс юридически закрепил существование в Украине двух экономик – оффшорной экономики олигархов  и экономики 46 миллионов её граждан. Основной бизнес олигархии – безналоговый, беспошлинный экспорт финансов. Цифры исчисляются   десятками миллиардов долларов. Со своего производства они платят 1-2% налогов, от положенной суммы. Не говоря уже о том, что Кодекс нанёс  сокрушительный удар по частному предпринимательству, малому и среднему бизнес. Режимом целенаправленно уничтожается конкурентная среда в бизнесе и средний класс,  как основа гражданского общества и демократии. Украина уже законодательно определила свой внешнеполитический курс в Евросоюз. Поэтому, абсолютно не ясна логика таких «реформ».  
   
По данным «Фронта Змін»,  рост прибыли миллиардеров вырос за 2010 год на 160-163%. За последний год, благодаря власти, суммарно их состояние выросло почти в три раза – с 11, 5 до 30,3 миллиардов американских долларов. Вместе с тем, репрессивный характер Налогового Кодекса, по сути, уничтожил частных предпринимателей, малый и средний бизнес, оставив людей без работы, а миллионы семей  без куска хлеба.  

Так, 12, 5 мллионов украинцев сегодня выживают за чертой бедности.   Это  каждый четвёртый гражданин страны. 5 миллионов украинцев не имеют денег, чтобы купить себе еду.   18 миллионам наших граждан не хватает на одежду. Более 50% наших граждан получают заработную плату   менее 2000 грн. 80% украинцев считают, что страна движется  к катастрофе . Это потенциально протестный электорат.

Зато правительство бодро рапортует о росте ВВП, но слова не говорит о том, как вырос в его структуре доход населения.
   
Безработица и низкая оплата труда, инфляция на рынке продуктов питания и товаров первой необходимости достигла 40%, повышение тарифов на коммунальные услуги – всё это поставило миллионы украинцев на колени. Если человек оплатит коммунальные услуги по новым тарифам, его семье нечего будет есть.  Если он купит еду и не оплатит коммунальные услуги, то согласно новому законодательству, рискует потерять крышу над головой. Квартиру заберут за коммунальные долги. Раньше украинцы выживали. После «реформ» действующего режима их лишили даже сценария выживания. Кстати, инфляция – это легитимизированный правительством грабёж народа, связанный с казнокрадством и его низкой компетентностью.
   
За двадцать лет украинское общество привыкло к тому, что бесконечные разговоры власти о реформах её ни к чему не обязывают. От президента Кучмы мы десять лет слышали о том, что реформы в стране идут. Они с каждым годом у него «поглиблювались». На что были потрачены эти десять лет, и чем всё закончилось - стране хорошо известно. Кучма выстроил в  Украине основательный криминально-олигархический режим. Это ненасытное чудовище сегодня сжирает жизнь 46 миллионов украинцев и будущее наших детей и внуков.
   
Реформы требуют  определённой политической и экономической логики, которой в действиях нынешней власти также не наблюдается.   Двадцать лет лидеров страны - героев нашего времени - мучает вечный вопрос «так сколько же в казне оставлять?».  Это для них проклятый вопрос - перед ним бытовая проблема Гамлета меркнет. Он полностью блокирует, столь необходимую для реформ, политическую волю руководства страны. Пока ответа на это вопрос нет, казна пуста. А модернизация и демократия удовольствие дорогое.
   
Возможно, просматривается определённый интерес президента к реформаторскому опыту Китая. Привлекательность этого проекта полностью соответствует репрессивной политической культуре отечественных власть предержащих, так как позволяет обойтись без политической надстройки демократии. В отличии от Китая, государство в нашем случае будет олицетворять не партия, а плутократия. А в экономическом плане такая версия общества Модерна без демократии для плутократии может быть даже более эффективной и абсолютно губительной для Украины. Похожий  псевдомодерн с экономикой ГУЛАГа выстроил Сталин.  Правда, серьёзным препятствием для таких планов гаранта может стать опыт украинского общества, приобретенный за последние двадцать лет. Удельный вес наших граждан, которые в состоянии критически оценивать  действия власти, достаточно высок. И наконец, украинцы европейская нация. В отличии  от Китая, в Европе демократия ценность, а не пустой звук. Ценность становится ценностью для человека и общества, если она пережита ими как благо
За двадцать лет демократических устремлений Украины государство нашим гражданам такой  возможности не предоставило.  
   
В стране не существует  действительных противоречий на почве языка, флагов, истории и т.д. В Украине нет реального противостояния по оси «восток-запад», «левый берег- правый берег». Везде люди объединены общей проблемой  - «как выжить».  Зато  до 80%  украинских граждан по оба берега Днепра не довольны действиями власти и ненавидят олигархов. Так что водораздел страны, реальное противостояние - проходит по оси « общество - власть», «мы – они». Нас - 46 миллионов, их  - 10 кланов.
   
Провокации, которые происходили во Львове 9-го мая - при молчаливом согласии Банковой и реальной поддержке этих провокаторов со стороны МВД – это полит технология перемещения нагрузки реально существующего  и нарастающего  противостояния по оси «мы- они» - на виртуальную ось противоречий по оси «восток – запад».

Это же лучше для режима, когда народ друг друга бьёт.  


Юрий Радухин

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *