Одесские СМИ: В сказочное время мы живём!

 Есть в Интернете замечательная программа «Старое радио», которая позволяет слушать радиопередачи, записанные много-много лет назад. Ностальгирующим гражданам предлагается вспомнить классические спектакли обожаемого некогда «Театра у микрофона», наслушаться песен своей молодости, а то и окунуться в более ранний детсадовский период, наслаждаясь сказками, которые тогда транслировались на всю необъятную страну.

Я подсела на сказки. Слушаю их ежедневно по нескольку штук, начитанных самим Корнеем Ивановичем Чуковским.

Вот и в этот раз включаю, настраиваюсь и…

Преданье нисколько не устарело, если послушать его умело

«Здравствуй, дружок, — говорит Чуковский некогда родным всем детям одной шестой части земного шара тенорком. — Сегодня я расскажу тебе сказку итальянского писателя Джанни Родари «Джельсомино в Стране лжецов». Слушай внимательно и делай выводы, чтобы вырасти хорошим, честным человеком.

Некогда в одну далекую чужеземную страну приплыл хитрый и жестокий пират по прозвищу Джакомон. Это был уже не очень молодой человек, и на старости лет ему захотелось найти занятие поспокойнее.

«Молодость уже прошла, — говорил он. — Мне опостылело бороздить моря. Не лучше ли теперь захватить какой-нибудь островок и бросить старое ремесло? Конечно, я не забуду пиратов из своей шайки. Кого-то произведу в мажордомы, кого-то назначу на другие почетные должности, и они не будут в обиде на своего атамана».

Задумав такое дело, он начал подыскивать для себя островок. Но все островки были слишком малы и не отвечали его вкусам. Если же они приходились по вкусу самому Джакомону, то не нравились его шайке. Одному нужна была река, чтобы ловить форель, а реки не было, другому — кинотеатр, третьему — банк, чтобы вложить туда свои пиратские сбережения.

«А почему бы нам не захватить что-нибудь получше, чем островок?» — каждый раз говорил кто-нибудь из пиратов. Одним словом, кончилось тем, что они захватили целую страну с большим городом, где было полным-полно и банков, и кинотеатров, и река, чтобы ловить форель, а в воскресные дни кататься на  лодке.  И  ничего удивительного в этом нет. Довольно часто случается, что пираты захватывают ту или иную страну в какой-нибудь части света.

Завладев страной, Джакомон решил называть себя королем Джакомоном Первым, а своих людей он произвел в адмиралы, камергеры, сделал их придворными и начальниками пожарных команд. Разумеется, Джакомон издал закон, который обязывал всех называть его «ваше величество» под угрозой, что ослушникам будет отрезан язык. Но для полной уверенности, что никому никогда не взбредет в голову сказать о нем правду, он приказал своим министрам провести реформу словаря.

«Нужно изменить значение всех слов, — пояснил он. — Например, слово «пират» будет означать — хороший человек, «грабитель» — порядочный гражданин, «узурпатор» — защитник людей, «лжец» — честный обыватель. Таким образом, когда люди будут говорить, что я пират, грабитель, узурпатор и лжец, на новом языке это будет означать, что я замечательный человек».

Дальше — больше. В стране, подчиняясь указу Джакомона Первого, изменили все названия вещей, животных и людей! Для начала вместо «доброе утро» нужно было говорить «спокойной ночи». Так, по мнению Джакомона, его верноподданные могли начинать свой день со лжи. А чтобы сделать кому-нибудь комплимент: «Как вы прелестно выглядите», нужно было сказать: «Ваша физиономия кирпича просит».

После реформы словаря был издан закон, который делал ложь обязательной для всех. И когда несчастный народ принимался сетовать на ущемление своих прав и безрадостную невыносимую жизнь, устроенную в стране королем Джакомоном и его шайкой, это теперь означало, что жить стало лучше, жить стало веселей.

Все новости и указы в Стране лжецов распространялись через газету «Образцовый лжец», которая очень нравилась королю Джакомону, потому что ни слова правды в ней, как вы понимаете, не было.

А если кто-то из подданных все-таки осмеливался ослушаться королевского указа и произносил правду вслух, то, о чем он имел неосторожность честно поведать, немедленно облагалось налогом.

Допустим, люди шли в городской парк, смотрели на цветы и вздыхали: «Какие чудесные розы!». И сразу из-за кустов выскакивал королевский налоговый инспектор: «А вам известно, что вы нарушили закон? Как вам в голову взбрело называть розой морковь?» — и облагал «чудесные розы» налогом. Ничего удивительного, что в Стране лжецов очень скоро появились налоги на утреннюю росу, свежий воздух, весенний дождь и даже прекрасный цвет лица. Отныне, боясь налоговых штрафов, люди старались помалкивать. Зато королевская казна была полна.

Но хватит об этом. Теперь вы уже знаете, о чем идет речь. В Стране лжецов даже животные были вынуждены говорить неправду. Собаки мяукали, кошки лаяли, лошади мычали, а лев, сидевший в клетке в зоопарке, должен был попискивать, потому что рычать обязали мышей.

Лишь рыбы в воде да птицы в воздухе могли наплевать на все законы короля Джакомона. Ведь рыбы всегда молчат, и поэтому никто их не может за-ставить лгать. Ну а до птиц не могла достать королевская стража. Птицы продолжали, как и прежде, каждый на свой лад, распевать песни. Люди смотрели на них с завистью и вздыхали: «Счастливчики, никто не может их оштрафовать»...

Вот такая сказка итальян-ского писателя Джанни Родари, написанная более полувека назад. Услышав ее намедни, прочитанную Корнеем Ивановичем Чуковским, я не могла отделаться от недоумения: «А в какой стране, каком городе оказались сегодня мы все, вместе взятые? Кто правит нами? И по каким законам мы живем?». Впрочем, имел Джанни Родари в виду любую страну, где узурпируется правда и устанавливается режим, не любящий и презирающий своих граждан. А мы, сегодняшние, просто попали под десницу подобного режима.

Да, а знаете, как все-таки удалось победить ненавистного Джакомона из сказки? В Стране лжецов появился удивительный мальчишка Джельсомино, который не умел говорить неправду и обладал таким громким голосом, от которого вылетали оконные стекла и рушились колонны дворцов. И своим волшебным голосом Джельсомино крикнул правду на всю погрязшую во лжи страну, и его услышали все-все люди, которые в ней жили. Услышали и поддержали. И изолгавшемуся Джакомону ничего не осталось, как бежать из своего дворца, рассыпающегося под напором громкой правды Джельсомино.

Хочешь чистой воды напиться — придётся за каждый литр расплатиться

Под впечатлением старой сказки о Стране лжецов я и отправилась на улицы Одессы, чтобы спросить у одесситов, как они относятся к намерению нашего Джакомона… ой, простите, нашего мэра, наказать нас очередным «налогом». На этот раз — на чистую воду из городских бюветов.

Александр Иванович:

— Бюветную воду я беру очень часто. Идет она и на еду, и на питье. Семья у нас большая — четверо детей, трое внуков — и вот уже тридцать лет, как мы отказались от употребления водопроводной воды. Брали сначала воду в бюветах на Червоном хуторе, в Институте Таирова. Естественно, никто там с нас никакой оплаты не требовал. А когда бюветы появились в городе, приняли это с огромной благодарностью. Честно говоря, от той грязи, которую подают нам в квартиры из водопроводных кранов, давно бы поиздыхали. И сегодня, когда нынешние городские власти вознамерились брать плату за воду из бюветов, я не могу отнестись к этому иначе, как к покушению на наше здоровье.

Отвратительно, преступно, когда сознательно ущемляют право народа на здоровый образ жизни. Да, качать воду из бюветов дорого, но здоровье нации стоит во много раз дороже. Вот о чем надо во весь голос сказать нынешней брехливой власти. Надо было думать, за кого голосовать. И поменьше верить лживым признаниям Костусева в любви к народу.

Валентин:
— Каждую неделю я беру воду из бювета на проспекте Маршала Жукова. Качество воды здесь хорошее и, конечно, ни с какой водопроводной водой бюветную не сравнишь. Но я слышал, что платить за воду придется только в новых бюветах, которые построят уже при Костусеве, а в старых как будто вода будет по-прежнему бесплатной. Правда, тогда возникнет явная дискриминация одесситов, что никому не понравится. Не знаю, читает ли наш новый мэр вашу газету, поэтому не могу быть уверенным, что мнение народа до него дойдет. Но Алексей Алексеевич, люди доведены уже до такой степени, что в ваших интересах знать, чем мы живем и что думаем по поводу городских нововведений. Не учитывать мнение народа для городского головы недальновидно.

Вера:
— Если они действительно начнут требовать деньги за бюветную воду, это в очередной раз ударит по семейному бюджету. И так на все цены и тарифы бессовестно подняли, а зарплаты и пенсии остались те же. Когда смотришь на все это, понимаешь, что судьбы простых людей новую власть абсолютно не волнуют. И я не верю, что наше мнение ее интересует. Если заставят платить за воду из бюветов, я брать ее однозначно не буду.

Николай:
— У нас две маленькие дочки, и бюветной водой мы пользуемся, прежде всего, ради их здоровья. Бюджет нашей семьи ограничен,  ни на что денег не хватает, ведь живем на одну зарплату. Если заставят платить за бюветную воду, мы просто перестанем ее брать. На фоне нынешних подорожаний придется исключить то, на чем можно сэкономить. И ужасно, что экономить придется на здоровье.
Я хотел бы обратиться к Алексею Алексеевичу Костусеву и напомнить, что бюветы строились для простых людей, это была городская социальная программа снабжения города чистой питьевой водой. А получается, что вы с вашей командой просто ставите крест на одной из актуальнейших городских социальных программ, обеспечивающих здоровый образ жизни вашим согражданам. И это при том, что Одесса сегодня в числе лидеров по раковым заболеваниям, которые во многом провоцируются употреблением загрязненной канцерогенными веществами водопроводной водой.

Татьяна:
— Я поверила обещаниям Костусева, думала, что он приличный человек, поэтому и голосовала за него. А пока в его деятельности одни минусы. Что он обещал золотые горы, что его сынок Алексей Гончаренко — ничего не выполняется. Я в бювете ежедневно беру по две канистры воды. А как иначе? В кране — сплошная хлорка. Если будем платить, придется себя ограничивать и брать в бювете одну канистру. А другие люди и этого себе не смогут позволить. Посмотрите, как бешено растут цены, уже не знаешь, кому в первую очередь свои жалкие копейки отдавать. Бюветы, кстати, начал строить в Одессе Руслан Боделан, за что ему большое спасибо. А эти пришли — и распоряжаются. Не хватает ума хотя бы сохранить то, что было хорошего сделано до них. Гурвиц, кстати, так никогда не поступал. И если сравнивать, то лучше было бы, чтобы Гурвиц сейчас остался. Вот так, Алексей Алексеевич. Мы вам верили, а вы хотите отнять у нас послед-ний глоток чистой воды.
Алексей:
— Мне четырнадцать лет, и в нашей семье на меня возложили обязанность ходить в бювет за водой. Беру три раза в неделю по двенадцать литров для нас и отдельно для бабушки, которой мы бюветную воду отвозим. Конечно, несправедливо брать деньги за воду из бюветов. Жители Одессы платят подоходный налог, который идет в бюджет города, — это нам рассказывали в школе. Наверное, можно из этих народных денег выделить какую-то часть на содержание бюветов? Почему же мэр придумал брать с нас за это деньги дополнительно? Живем мы средне, но если введут оплату, наверное, будем продолжать брать бюветную воду. Мы из крана не пьем принципиально. Привыкли к хорошему. И «подарок» Костусева, конечно, оценим соответственно.

Валентина:
— Такое впечатление, что ни в стране, ни в Одесском горсовете нет нормальных экономистов, которые могли бы честно подсчитать, что доходы простых граждан, особенно пенсионеров, не рассчитаны на расходы, которые на них наваливают. Бывает же какой-то предел, когда нет денег — и все. Хоть иди грабь на большую дорогу. А тут еще бюветную воду на нас вешают. Скоро, наверное, будем платить и за воздух. Хочу передать привет Алексею Алексеевичу Костусеву — он обязан защищать своих избирателей и исполнять все, что нам обещал. Надо не добивать людей в трудные времена, а помогать нам выжить, чтобы все вместе мы все-таки смогли дожить до лучших времен, которые мэр так красиво расписывал в своей предвыборной программе. Пока же политика затягивания поясов и унижения народа нищетой заставляет сомневаться: а правильно ли мы сделали свой выбор?

Денис:
— Прихожу сюда за водой для бабушки с дедушкой. Считаю, что власть, отбирающая у людей последний глоток чистой воды, бессовестная и антинародная. Да, я голосовал за Костусева и сейчас имею полное право требовать от него, чтобы он повернулся, наконец, лицом к нам, одесситам. А если Костусев плюет на народ, то пусть повернется лицом к Богу. Все равно отвечать придется. Раньше он часто выступал, пудрил нам мозги, а сейчас помалкивает. Видно, все-таки стыдно. Или боится? Ведь любое, даже самое покорное терпение когда-то может закончиться.

Вот такой «волшебный голос Джельсомино» звучит сегодня в Одессе.

Слушала сказку и общалась с одесситами

Елена МАРЦЕНЮК.

Кстати. Городские власти заверяют, что в случае введения платы за бюветную воду для определенных категорий населения, в частности малообеспеченных граждан, пользование бюветами останется бесплатным.

Интересно, как они станут определять малообеспеченных? У них на лбу это будет написано? Или вывесят списки на бювете и людям придется «отмечаться»?

httpss://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *