Одесситов пытаются обучить актуальному искусству по-обезьяньи

 Итак, выставка звёзд так называемого актуального искусства Украины "RESTART"( "Перезагрузка") в арт-терминале Одесского морского вокзала. Проводит её DymchukArtPromotion. Событие яркое, неординарное. Интересное.

И цены демократичные: 20 гривен, для пенсионеров и студентов — десять.
Неординарность, скандальность выставки начинается уже с её афиши. На ней мы видим портрет живого существа в старинном одеянии. Некоторые углядят в нём футболиста Анри, другие — стихотворца Пушкина, третьи — обезьяну. (Разгадать эту картину попытаемся к концу этих заметок.)

Организаторы выставки и сочувствующие им искусствоведы справедливо отмечают, что поскольку мы живём в демократической стране, то искусство, избавленное от пут тоталитаризма, должно быть свободно и давать возможность художнику высказываться так, как ему заблагорассудится. Точно так же и оценки этого провокативного искусства могут быть самыми разными, и самое главное, чтобы этими оценками можно было свободно делиться с другими. Или мы не демократы?

Демократы. Конечно, демократы… Только вот апологеты "актуального искусства" понятие дискуссионности понимают только таким образом, что представленные произведения должны непременно восхваляться дискуссирующими, разница между которыми, судя по всему, возможна только в том, что одни могут называть какую-то работу явлением, вторые — шедевром, а третьи — гениальной картиной. Дискуссия возможна только в этом диапазоне. Приверженцы иных мнений объявляются злобными консерваторами, ничего не смыслящими в силу своей ограниченности в современном искусстве, носителями тупости, чугунных понятий. В качестве же одного из важнейших аргументов в пользу непреходящей ценности представленных работ приводится их стоимость на престижнейших аукционах мира. Стоит сказать, что восторженные оценки специалистов в немалой степени можно связать с их личными и корпоративными коммерческими интересами в этой области искусства.

Есть на выставке "RESTART" очень интересные картины. Например, о загадочном падении "мессершмитта", вопреки всем законам космонавтики, врезавшегося в чужую планету. Или картина "Матрёшки",где перед нами предстают три поколения женщин одной семьи: маленькая дочь, её мама и бабушка. Или Брежнев, на фоне русских берёзок c вожделением держащий в руках голову свергнутого им Хрущёва.

Но вот перед нами иллюстрации, фотопостановочные картинки к "страшилкам",которые были в моде ещё не так давно. Однако страшилки эти совершенно не предназначены для визуализации! Их прелесть именно в словесной игре, а картинки к ним каждый в своём воображении нарисует сам. Впрочем, могут быть и исключения: к такой, например, страшилке иллюстрация вполне напрашивалась бы:

Скорый стоял "Ленинград — Воркута". Дверью зажало башку мужика.
Тронулся поезд, мужик побежал,
Долго я взглядом его провожал…

Можно было бы целый триптих об этом нарисовать: мужик, с зажатой дверью башкой, бегущий в такт набирающему скорость поезду; лирический герой, долгим взглядом смотрящий им вслед; вид на мужика из тамбура вагона.
Но здесь у нас совсем иное:

Дети в подвале играли в гестапо,
Зверски замучен сантехник Потапов.

И тому подобное Фотографии, иллюстрирующие зверства и убийства. Пионеры у задушенного тела. Ещё один труп, окровавленный. Мы, конечно, понимаем, что трупы ненастоящие. Но не то это, совершенно не то. Исчезли лёгкость и элегантность, характерные для лучших страшилок, а вместо этого мы видим какие-то фотографии, словно приложенные к стихотворному тексту протокола осмотра места убийства. В общем, впечатление гнетущее.

А на противоположной стене нецензурные тексты в школьных тетрадках. Бывает такое? Конечно бывает. Но искусство-то здесь при чём?
Но вернёмся как бы к художественным полотнам. В шикарно-золочёной раме с Малым Гербом Украины мы видим портрет "Юля". Какое-то существо женского пола с мерзким лицом монстра срезает себе косу. Многие подумают, что это — ужасная пародия на известнейшую политическую деятельницу страны, и лицо, мол, показывает ту нехорошую политику, которую она проводит. Но лицо-то женское красивое зачем изгаживать? Разве в этом задача искусства?

Хотя создатели подобных творений говорят, что они вне политики, все же организаторы не захотели быть обвинёнными в каких-то политических симпатиях или антипатиях в связи с картиной "Юля". И они поступили так, как поступает недалёкий футбольный судья, в первом тайме назначивший сомнительный пенальти в ворота одной команды. В перерыве, осознав свою ошибку, он во втором тайме начинает свистеть уже в пользу другой команды. Чем ещё больше усугубляет ситуацию. Так и в нашем случае, воспользовавшись тем, что открытие выставки переносилось, организаторы предложили автору, Сергею Зарве, успеть накатать что-то ещё, уравновешивающее "Юлю". И художник написал вроде бы героев кинофильмов Балбеса и Труса. Однако в этих эротично целующихся с сардоническими улыбками мужчинах зритель без лишнего напряжения сможет узнать двух главных мужских персонажей украинской политической пятилетки. М-да, хотели "уравновесить", а получилось совсем уж тошнотворно.
На фоне "Юли" с Балбесом и Трусом уже не так дико смотрится "Пушкин" Ильи Чичкана в обезьяньем обличьи и "Че Гевара" тоже с обезьяньим мордолицом. Эти портреты имеют свою предысторию.

Уже несколько лет этот художник ведёт свою серию "Психодарвинизм", где изображает известных деятелей человечества без лиц, но с обезьяньими мордами. Художник как бы протестует против теории дарвинизма, а может, соединяет его с фрейдизмом, против которого тоже, наверное выступает. А может — и за него. Чёрт его разберет.
Вот и в 2005 году Посольство Палестины в Москве углубляться во внутренний мир художника не захотело и заявило протест против того, что на одной из картин, представленных на выставке, изображён их лидер Ясир Арафат с обезьяньей физиономией. Тогда организаторы выставки, соблюдая хорошую мину, всё же пошли на попятную, заявив, что на картине изображена обезьяна Микки, а вовсе не Ясир Арафат.

Была среди прочих "обезьяньих" картин у Чичкана и такая: сидящих Черчилля, Рузвельта, Сталина с известной фотографии он тоже изобразил с обезьяньими мордами. Подразумевалось, что он так против войны протестовал…А получилась мерзость.
А здесь — Пушкин в обезьяньем обличьи. Нам тут знающие люди объяснили, что обезьянью морду вставили в известный пушкинский портрет работы Кипренского. И только тот, кто знает работу Кипренского, сможет понять замысел современного автора. Да знаем мы работу Кипренского! Но в данном случае лучше бы нам этого не знать. Думали бы просто, что обезьяну одели по приколу в старинную мужскую одежду. Но, чтобы никто не ошибся, автор свою работу так и назвал без обиняков:"Пушкин".

Только давайте не будем искать в этом какую-то особую диверсию против Александра Сергеевича. Просто у автора такой вот обезьянний вывих в сознании, в творчестве. И запрещать выставлять это ни в коем случае не надо. И зрителя пусть продолжают зомбировать многократными оценками "шедевры", и цены западные, заоблачные на них называть. Только вы — о ценах, "шедеврах" или — об искусстве? Выставки пациентов специализированных лечебных заведений тоже проводят. Им же нужно себя реализовывать. Очень помогает при реабилитации.

Борис Штейнберг, журналист.
Для Интернет-газеты "Взгляд из Одессы"

...
powered by CACKLE